+38(095) 600-100-9 

Keratoplastika@ukr.net

Донорство роговицы

Никто так не слеп, как тот, кто не хочет видеть 

- None so blind as those who won't see

Английская пословица

В мире живут миллионы людей, потерявших зрение вследствие отягощенной наследственности, тяжелых заболеваний и травм. И эти незрячие люди также как все хотят жить полноценной жизнью, не чувствовать себя немощными и никому не нужными, а ходить на работу, видеть как растут их дети и внуки, воспринимать мир во всей его красоте.

Благодаря достижениям науки, техники и медицины, были разработаны новейшие современные технологии, которые позволяют определенным образом перерабатывать ткани умершего человека и получать из них материалы, которые спасают тысячи жизней не только новорожденных детей, но и помогают многим больным избежать инвалидизации или утраты трудоспособности.

Такие материалы, которые называются биоимплантатами с успехом применяются при многих тяжелых болезнях опорно-двигательного аппарата, для замещения тканевых дефектов в детской хирургии, в полосной хирургии, нейрохирургии, хирургической стоматологии и офтальмологии - как у детей, так и у взрослых.

Сам процесс получения донорских тканей умершего человека возможен только при исполнении Приказа Министерства Здравоохранения Украины №357 от 19.07.2005 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 25.09.2000 №226": изъятие анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов для изготовления биоимплантатов у донора-трупа (в том числе и взятие фрагмента глазного яблока – кератолимбального диска с роговицей) проводится при условии, если получено письменное согласие в соответствии с Законом "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку" и/или Законом "О погребении и похоронном деле". Учреждения здравоохранения, которые имеют право заниматься этим видом деятельности по решению Кабинета Министров Украины, силами квалифицированных и специально подготовленных врачей в асептических условиях и в специальных секционных залах осуществляют забор фрагмента глаза, а именно кератолимбального диска. В последующем, кератолимбальный диск передается Днепропетровскому отделению Государственного предприятия «Биоимплант» МЗ Украины», где, после неоднократных исследований – биологических, вирусологических, микробиологических, исследований эндотелиального слоя клеток, изготавливается высококачественный и безопасный медицинский препарат – кератобиоимплантат. Последний используется для оказания специализированной офтальмологической помощи с восстановлением зрения и трудоспособности больных, повышением качества их жизни после серьезных повреждений, травм и многих деструктивных заболеваний роговицы, которые требуют оперативного вмешательства.

Огромное количество людей годами находилось в листе ожидания донорской роговицы. Тысячи людей ждали и сейчас ждут возможности излечится. 

Стоит отметить, что в других странах, где существует высокая культура донорства тканей и нет в них недостатка, сфера имплантации препаратов роговицы развивается значительно быстрее.

В Украине в настоящее время действует Закон «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку», который разрешает взятие тканей для изготовления биоимплантатов, только при согласии лица быть донором, или если такое согласие получено у родственников или, при отсутствии таковых, у близких умершего, взявших на себя обязательство похоронить покойного.

Самое сложное в решении дать согласие или нет – принятие его непосредственно после смерти близкого, родного человека, когда ощущение безвозвратной его утраты еще не пришло и полностью не осознаётся.

В этот очень сложный и трагический момент, человек, получающий согласие, должен помочь принять это ответственное и правильное решение, донести нужды и горести других незнакомых и чужих людей, когда вообще какая-либо информация родственниками воспринимается с трудом.

В этом и состоит вся трагичность посмертного донорства – в нашей стране еще нет реальной и простой возможности реализовать свое прижизненное согласие добровольно стать донором. Часто люди, живя полноценной жизнью, вообще не задумываются о донорстве как таковом, и, в случае внезапной смерти, решение приходится принимать незамедлительно, и это решение не только личное, а решение за кого-то из своих близких. В 1975 году психолог Элизабет Кюблер-Росс написала, что смерть это «страшный и ужасный вопрос» и люди всячески стараются избегать разговоров о нем.  

Поэтому, пожалуйста, думайте о тех, кто рядом с Вами, обговаривайте все вопросы, которые могут у Вас возникнуть в непредвиденной ситуации – это непростые разговоры, но в них вы узнаете друг друга еще ближе, и Вам станет известной нравственная воля Вашего близкого - это и будет единственно верным решением.

Часто люди боятся религиозной ответственности в принятии решения о согласии на посмертное донорство.

Основные религии имеют благоприятное мнение по данному вопросу, например, православные, католические и протестантские церкви, иудаизм, буддизм, индуизм и ислам.

   Приведем высказывания известных религиозных деятелей от древности до наших дней:

Текст из 25 главы Евангелия от Матфея про Страшный суд: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Пастор Энри Дрюммонд - одна из проповедей 1890 года, когда он говорил о последней встрече с Создателем: «В тот момент для человека главным будет не вопрос: «Как я жил?». Главным будет вопрос: «Как я любил?». Окончательным мерилом нашего успеха на пути спасения будет любовь. Что сделали, во что верили, чего добились — всё это не будет приниматься во внимание. Не за это Бог взыщет с нас, а за то, как мы любили ближнего своего. О наших заблуждениях даже не будет помянуто. Нас будут судить за добро, которого мы не совершили. Ибо запереть Любовь внутри себя — значит идти против Святого Духа. Это значит также, что мы никогда Его не знали, что Его любовь к нам была напрасной».

Папа Римский Бенедикт XVI, 7 ноября 2008 г. международный конгресс «Дар для жизни. Вопросы органной донации»: «Тканевая и органная трансплантация представляет великую победу медицинской науки и является символом надежды для многих умирающих пациентов или переживших клиническую смерть. Донация органов и тканей является исключительной формой милосердия. В наше время, отмечаемое различными формами эгоизма и себялюбия, еще более важно, чем когда бы то ни было, понимать, что идея дара жизненно важна по отношению к правильному осмыслению самой жизни. В самом деле ответственность любви и милосердия заставляет приносить свою жизнь в дар другим, если есть истинное желание посвятить себя этому. Как учил нас Господь Иисус, только тот, кто дарует жизнь собственную, может спасти ее. История медицины ясно показывает нам великий прогресс, сделавший возможным помочь каждому страдающему человеку обрести более достойную жизнь... Необходимо отказаться от предубеждений, неправильного толкования этих вопросов, широко распространенного безразличия и страха и заменить их определенностью и гарантиями для воспитания повышенной осведомленности в отношении этого великого дара жизни в каждом...».

Архиепископ Лука, управляющий Запорожской епархией Украи́нской правосла́вной це́ркви Киевского патриархата, статья «Презумпция несогласия или согласия?» «Версии» от 13.11.2012 года: «Признаком развитого, прежде всего в нравственном отношении, общества является готовность людей к жертвенному спасению жизни, способность человека к осознанному, информированному и свободному согласию на помощь другому человеку (на донорство). Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости изъятия органов. …Важным является формирование позитивного общественного отношения к посмертному донорству, поскольку оно спасает не одну человеческую жизнь. Государственные, религиозные и медицинские учреждения должны не только пропагандировать сочувствие тем, кто находится в ситуации зависимости от пожертвования жизненно важного органа, но и взращивать доверие к серьезности и важности процесса пересадки органов».

Святые Косьма и Дамиан – братья, врачеватели-чудотворцы, предположительно жившие во второй половине ІІІ - начале ІV вв: спасли безнадёжного больного, проведя операцию по пересадке ноги накануне умершего мавра на место ампутированной язвенной ноги больного.

В Испании 85% жителей согласны на забор органов и тканей после смерти, чему, кстати, способствовала и церковь: на дверях многих церквей в Испании висит табличка «Не берите свои органы на небо. Там они вам не пригодятся. Оставьте их здесь, они пригодятся на земле».

Ангела Ме́ркель - немецкий политик, лидер партии Христианско-демократический союз, в 2008 году в Германии прилюдно первая подписала согласие на забор органов у нее в случае смерти.

Трансплантация и биоимплантация преследуют одни цели – спасать жизни безнадежно больных людей, лечение которых всеми иными способами неэффективно и/или дать возможность больным людям, жизнь которых ограничена их физическими недугами, вернуться к нормальному полноценному существованию. Однако, у этих двух близких отраслей медицины есть весомые различия, которые следует понимать.

В трансплантологии есть понятие «смерть мозга» — состояние гибели головного мозга, во время которой, при помощи реанимационных мероприятий, все еще искусственно поддерживается сердечно-сосудистая и дыхательная системы, которые создают иллюзию жизни. По сути, все органы, кроме головного мозга, обеспеченные искусственной или медикаментозной поддержкой, функционируют. Если воля умершего неизвестна, согласие на изъятие органов на трансплантацию берется у его родственников, которые должны дать согласие, зная, что сердце его еще бьется. Органы для донорства изымаются в реанимационном или операционном зале и проходят процедуру краткосрочной консервации, так как органы на трансплантацию могут хранится не более нескольких часов.

В биоимплантологии органы не берутся, и согласие на изъятие анатомических образований, тканей, их фрагментов и компонентов для производства биоимплантатов берется у родственников умершего, когда уже наступила биологическая смерть всего организма и четко проявлены ранние трупные изменения. Анатомические образования, ткани, их фрагменты и компоненты забираются уже в морге (например, роговица глаза), проходят тщательную и длительную селекцию и обработку тканей с целью изготовления высококачественных и безопасных для имплантации медицинских препаратов – биоимплантатов, используемых для оказания специализированной хирургической помощи тяжело больным людям.

"Часто, на пике боли утраты, близкие сожалеют о том, что приняли решение о донорстве. Нужно помнить, что интенсивная моральная боль разрушает рациональные доводы. Такая двойственность является неотъемлемой частью жизненного опыта и не преуменьшает ценность донорства." Доктор Хольткэмп "Нечто большее".

В моменты сомнений о донорстве, представьте себя на месте больного, ожидающего Вашу помощь. Трудно это сделать может показаться только тому, кто сам никогда не болел (но неизвестно, не постигнет ли его такая беда со временем) и не видел страданий своих близких.

Закройте глаза, и побудьте некоторое время в таком состоянии. Безусловно, Вам захочется совершить какое-то действие, когда глаза Ваши будут закрыты – попробуйте… И представьте, что чувствует этот несчастный человек, лишенный самого обычного для каждого человека – ощущения зрения. Что Вы бы думали о донорстве роговицы, будучи слепым и так нуждающимся в ней?!

Многих людей волнует вопрос – не «помешает» ли умершему, если часть тканей его тела останется на земле. «Спрашивают: "что будет после смерти?" На этот вопрос ответ только один: тело неизбежно подвержено гниению и станет землею, это мы верно знаем. О том же, что будет с тем, что мы называем душою, мы ничего не можем сказать…» Л. Толстой. "Мой путь".

Что же все-таки происходит с телом человека после смерти с медицинской точки зрения: тело распухает из-за выделяющихся газообразных продуктов гниения, кровь окрашивается в грязно-зелёный цвет, все мягкие ткани человека разлагаются под влиянием естественных процессов (гниения, разрушения насекомыми и их личинками…), становятся кашицеобразными, превращаясь в дурнопахнущую жидкость и затем наступает скелетизация трупа. Подтверждение того же находим и в Библии, Ветхом Завете, Книги Иова «А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Муж же умерый отыде, пад же человек, ктому несть. Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: Временем бо оскудевает море, река же опустевши изсше: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. человек же уснув не востанет, дондеже не будет небо сошвено, и не возбудятся от сна своего... гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Смерть назвах отца моего быти, матерь же и сестру ми гной…».

Никто не хочет быть свидетелем стремительного тлена, которому подвергается тело умершего близкого человека — поэтому люди стараются скорее совершить обряд погребения или кремирования, и не думать об этом.

   Благодаря развитию человека, было создано научно-медицинское направление — биоимплантология, как альтернатива неизбежных процессов гниения и тления физического тела, которое после смерти организма в целом, дает шанс отдельным тканям на вторую жизнь, вследствие чего, частичка тела человека может продолжить жить на земле и подарить безмерную радость существования другому ближнему.

Помня о выполнении заветов Иисуса Христа, о ценности человеческой жизни, о любви к ближнему, чудесах Иисуса по исцелению людей, можно с уверенностью предположить, что согласие на донацию тканей во имя помощи нуждающимся больным, может только помочь душе достигнуть святого места умиротворения.

В проектах современной медицинской реформы предусмотрено, что распоряжения о согласии на посмертное донорство должны подаваться гражданами в поликлинику по месту жительства – и храниться в специальном общегосударственном электронном реестре.

Это решение не является окончательным, и человек может изменить его в любое время.

"Свобода выбора - это величайший из даров, которыми Бог наградил Своих детей". Э. Кюблер-Росс

Важно поставить в известность близких родных о своем решении. Согласно законодательству Украины, донорство роговицы проводится всегда бесплатно и анонимно.

«…Зрение первично по отношению к речи. Ребенок уже видит и понимает, хотя еще не умеет говорить. Но зрение первично и в ином смысле. Понимание нашего места в окружающем мире формируется именно благодаря зрению; мы объясняем мир словами, но слова ничего не могут поделать с тем фактом, что мы этим миром окружены…» Джон Бергер «Искусство видеть».

   Зрение - это отражение мира в нас, и когда мы теряем зрение - наступает темнота и изоляция от мира, ощущение одиночества и безысходности...  Нельзя без вос­хищения смотреть на людей, лишен­ных возможности видеть глазами, но, тем не менее, глубоко чувствующих и понимающих окружающий мир. Они стараются, не опуская рук, вести полноценную общественную жизнь, несмотря на зыбкую надежду на возврат зрения, а иногда и безнадежность этого. Они, несомненно, заслуживают уважения и желания им помочь. И, если для многих из них, кератопластика это единственная возможность вновь обрести зрение – помочь может каждый.

Создание сайтов Создание сайтов Кривой рог Создание сайтов Крым